Большинство владельцев сайтов используют стандартные системы аналитики (Яндекс Метрика, Google Analytics), с помощью которых оценивают действия посетителей на своих интернет-ресурсах. Однако эти системы не дают полных сведений об эффективности конкретных рекламных каналов. Например, они не позволяют учитывать офлайн-конверсии, и в частности, телефонные звонки.
Как показывает практика, в нашей стране потенциальные клиенты предпочитают звонить в компании, чтобы лично выяснить интересующие их вопросы и уже после этого делают заказ. Особенно это характерно для бизнеса, предлагающего сложные или дорогие товары и услуги. Поэтому доля конверсии из офлайна может значительно превышать онлайн-конверсию. Следовательно, объективная оценка эффективности рекламных компаний может быть крайне затруднительна.
Как быть в такой ситуации? Ответ прост: подключить систему коллтрекинга, смысл которой как раз и заключается в отслеживании телефонных звонков.
Что такое коллтрекинг?
Сервисы, объединяющие современные веб-технологии с телефонией, называются коллтрекерами. Они предназначены для оценки эффективности рекламы благодаря привязке звонков клиентов к источнику рекламы. Соответственно, коллтрекинг – это технология, позволяющая собирать статистику звонков.
Процесс работы выглядит следующим образом. Зашедшему на сайт пользователю система выдает уникальный номер телефона. Она сопоставляет конкретный звонок с источником, из которого он пришел.
Можно арендовать много таких номеров и по одному учитывать заходы из рекламы, по другому – из поисковой системы, по третьему – из прямых заходов на сайт и так далее. Так складывается полная картина источников трафика.
В итоге с помощью систем коллтрекинга можно:
- Определить, какие рекламные источники наиболее эффективны, т.е. приносят больше всего обращений;
- Оптимизировать свой рекламный бюджет, вкладывая деньги только в рентабельные каналы;
- Выявить возможные проблемы в работе операторов, прослушивая телефонные разговоры;
- Выявить количество пропущенных телефонных звонков;
- Синхронизировать данные с коллтрекинга с другими системами аналитики.
Как работает коллтрекинг?
Пользователь заходит на сайт, на котором уже установлен скрипт подмены номеров, подставляющий нужные номера по заданному алгоритму. Клиент набирает номер, и звонок проходит через систему коллтрекинга.
На этом уровне собирается информация об источнике звонка. Сам звонок перенаправляется на основной номер компании, то есть, в самой телефонии ничего менять не требуется. С помощью такой сегментации можно отследить, по какому каналу люди приходят, чтобы купить, по какому – чтобы уточнить информацию, или, например, предложить свои услуги.
Благодаря этому можно оптимизировать расходы на рекламу, например, внося необходимые корректировки в контекстной рекламе для снижения количества нецелевых звонков.
Полученные сервисом данные уходят в Яндекс Метрику или Google Analytics, при условии, что имеется синхронизация с этими системами. Так вся аналитическая информация собирается в одном месте.
Каким бывает коллтрекинг?
Методы отслеживания звонков можно разделить на три вида.
Первый способ – это статический коллтрекинг. При таком методе источникам трафика присваиваются отдельные номера. Каждый пользователь, пришедший из конкретного источника, видит один и тот же номер телефона, а маркетолог видит общие данные об эффективности рекламных каналов.
Второй способ – динамический коллтрекинг. С его помощью можно сопоставить звонок с конкретным посещением и узнать много дополнительной информации об источнике, по которому пришел позвонивший пользователь.
Для динамической системы потребуется больше телефонных номеров, поскольку посетителям, находящимся на сайте, нужно показывать разные номера. Соответственно, и стоит такая услуга значительно дороже.
Третий способ отслеживания – это комбинация первых двух. В таких случаях для онлайн-активности будет использоваться динамический коллтрекинг, а для офлайн-активности (радио, наружная реклама, СМС и почтовые рассылки) будет использоваться статика.
Сколько стоит внедрение коллтрекинга?
Все коллтрекер-системы имеют разную стоимость. Одна из самых недорогих – это Целевой звонок Яндекса, здесь за телефонный номер пользователи платят всего 330 рублей в месяц.
Эта дешевизна некоторым образом сказывается на уровне обслуживания: существует вероятность сбоев в работе, качеству связи уделяется меньше внимания, ограничено количество регионов для подключения системы.
Другие сервисы, как правило, стоят дороже, однако это не означает, что у них не бывает проблем в работе. Стоимость их использования зависит от количества трафика на сайте и от количества обращений. Благодаря этим показателям определяется необходимое число телефонных номеров, которые требуются для подмены, чтобы данные были более точными.
Большинство коллтрекинг-систем работают по модели подписки, т.е. оплата за использование взимается ежемесячно. В стоимость обычно входит:
- Техническая поддержка
- Серверные мощности, поддерживающие нормальную работу сервиса
- Услуги переадресации звоноков между операторами
- Аренда телефонных номеров, которые используются для подмены
- Оплата работы самого сервиса
У большинства сервисов есть бесплатный период, в течение которого можно протестировать систему и принять объективное решение по ее внедрению.
В чем разница между сервисами?
Основная разница между коллтрекер-сервисами заключается в стоимости, качестве IP-связи и доступности телефонных номеров.
Кроме этого, разделение происходит по такому параметру, как возможность синхронизироваться с системами аналитики Яндекс Метрика и Google Analytics. Каждый коллтрекер-сервис имеет собственную статистику, но пока еще не все из них можно связать с сервисами веб-аналитики, чтобы собирать воедино все имеющиеся данные.
Различия между сервисами могут заключаться еще в таких критериях, как возможность записи и прослушивания телефонных звонков, время резервирования номеров, география охвата. Выбор сервисов довольно большой, поэтому при желании можно подобрать то, что больше подходит для каждого конкретного проекта.
Плюсы коллтрекинга очевидны. Есть ли проблемы в его использовании?
Для объективности необходимо сказать и о недостатках, которые все же имеются у этого маркетингового инструмента.
Если компания активно рекламируется в разных источниках, то ей потребуется большое количество телефонных номеров. Стоить это будет недешево.
Иногда компании покупают сразу много номеров, но не могут их своевременно оплачивать. В этом случае абоненты могут звонить, но из-за отсутствия оплаты сервис не перенаправляет их в компанию и, вероятнее всего, эти клиенты будут для нее потеряны.
Бывает, что неоплаченные вовремя подменные номера передаются в другие компании. Поэтому иногда им могут позвонить клиенты первой компании, записавшие ранее себе этот номер телефона.
Многие владельцы сайтов отказываются от системы коллтрекинга только потому, что их компания обладает запоминающимся номером телефона. Но здесь уже следует подумать о том, что важнее для бизнеса – «красивый» телефонный номер или возможность иметь аналитику эффективности вложений в маркетинг.
Итоги обзора
Надеемся, мы сумели показать, что коллтрекинг, как современная система аналитики, значительно облегчает работу отделов маркетинга. Особенно эта технология незаменима в случаях, когда имеется несколько разных источников трафика. Кроме того, внедрение системы отслеживания звонков просто необходимо, если обращения по телефону составляют больше половины в общей массе. Данные, полученные с помощью коллтрекинга, дополняют анализ онлайн-конверсий, что в целом дает более полную картину эффективности рекламных кампаний.