Врач и веб-аналитик. Скажете ничего общего? На самом деле много. Читайте статью и поймете почему.
Сходство первое
«Принцип работы: сбор информации + ее оценка + решение»
Врач изучает изменения в организме, результаты анализов и исследований. И на основании этого делает вывод чем человек болен и как его лечить. От квалификации, опыта и интуиции врача зависит насколько точным будет диагноз и как быстро больной поправится.
Веб-аналитик с помощью счетчиков следит за тем, как «чувствует» себя сайт и его посетители. Но собрать информацию ─ это еще не все. На ее основе важно сделать правильные выводы и разработать такие решения, которые помогут:
- повысить эффективность сайта
- привлечь больше посетителей
- сделать рекламу более продуктивной
- сэкономить деньги заказчика
И здесь очень важны знания, опыт и ответственность специалиста.
Сходство второе
«Необходимость перевода терминов и выводов на простой язык»
Как обычно проходит прием? Классика жанра: врач вас осматривает, изучает результаты анализов, если они есть, что-то долго пишет в карточке непонятным почерком и потом говорит какие лекарства принимать. Иногда даже не озвучивает диагноз.
Но болеть не хочется, поэтому вы выполняете то, что «доктор прописал». Особо любопытные самостоятельно изучают свои недомогания в интернете. Но на это нужно время.
Другое дело, когда доктор объясняет что с вами происходит, причем на понятном языке, а не с помощью специальных медицинских терминов. И про лечение тоже рассказывается просто и доступно.
Веб-аналитик тоже по-разному может рассказать заказчику о показателях работы сайта: от отчета на 30 листах с непонятными аббревиатурами на английском и кучей цифр до одной короткой фразы: «Все хорошо, сайт работает, посещаемость растет».
«Золотая середина» ─ небольшой отчет, на 2-3 листа. В нем есть основные показатели с расшифровкой, динамика за несколько периодов и принятые на их основе решения по дальнейшему развитию сайта.
Другими словами, отчет веб-аналитика должен строиться по принципу:
Показатель → его смысл → улучшение или ухудшение значений в сравнении с другими периодами и в связке с другими показателями → их причины → действия для повышения эффективности
Например, есть такой показатель «Отказы». Если в отчете веб-аналитик просто напишет, что этот показатель составляет 20%, то заказчику, который не знаком с терминологией, это ни о чем не скажет.
Хороший вариант ─ пояснить в отчете что означают «Отказы» в Яндекс.Метрике и в Google Analytics, сравнить текущие значения с прошлым периодом («Отказов» стало меньше на N%) и указать причину (сделали более крупный шрифт, пользователям стало удобнее).
В этом случае заказчику будет понятно что происходит с его сайтом и почему дальше нужно проводить именно те работы, которые были предложены веб-аналитиком.
Сходство третье
«Трудности при оценке специалиста»
Когда нужно полечить зубы, то мало кто пойдет к первому попавшемуся врачу. Скорее всего, есть специалист, к которому вы ходите не один год и даже можете несколько дней «посидеть» на обезболивающих, чтобы попасть на прием именно к этому человеку.
Но сразу ли вы нашли такого доктора? Скорее всего, нет. При выборе врача чаще всего играют роль два фактора ─ качество лечения и отношение доктора к пациенту.
При выборе веб-аналитика есть свои сложности:
- без специальных знаний сложно оценить его профессионализм
- действия, которые предлагает веб-аналитик, могут дать результат не сразу, а через какое-то время
Получается «замкнутый круг»: вам нужен специалист по веб-аналитике, но как его протестировать вы не знаете.
Вот несколько советов:
- Пообщайтесь с человеком по поводу показателей вашего сайта. Оцените, понятно ли именно вам о чем он рассказывает
- Попросите примеры отчетов, которые специалист предоставляет клиентам (без названия компаний и данных, конечно). Посмотрите, сможете ли вы воспринять информацию из отчета без поиска терминов в Гугл или Яндекс и за короткое время
- Обратите внимание на то, как веб-аналитик «работает» с показателями. Одно дело, когда он просто фиксирует цифры, говорит про конверсию и другие величины, которые касаются только работы сайта. Совсем другое ─ специалист понимает причины изменений, предлагает решения по повышению эффективности сайта, повышению продаж, росту бизнеса, экономии бюджета на продвижение
Сходство четвертое
«Подбор команды»
Врач никогда не работает один, у него всегда на подхвате медсестра. Странно, если доктор отвлекается на поиск инструментов и медикаментов во время лечения.
Веб-аналитик тоже не может работать в одиночку. Да, он оценивает показатели, предлагает шаги по развитию. Но эти шаги кто-то должен делать. Например, изменить дизайн сайта, написать и разместить тексты, скорректировать контекстную рекламу.
В больнице персонал подбирает администрация. Они же и отвечают за их работу.
А вы должны собрать всех специалистов самостоятельно. Еще можно обратиться в агентство, в котором уже есть сплоченная команда и порядок работы над проектами заказчиков. Да и с проблемами разбираться проще ─ вам не придется самостоятельно искать виноватого, все претензии можно предъявить компании.
Были ли у вас сложности при выборе веб-аналитика или работе с ним? Что именно было непонятно? Какие критерии выбора веб-аналитика мы не учли при подготовке статьи? Пишите в комментариях.